ЧСИ: история, задачи, цели

В июне 2005 года состоялся IV Съезд судей Республики Казахстан, где впервые на государственном уровне обсуждалась возможность внедрения в Казахстане института частного судебного исполнения. Глава государства, Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем выступлении на Съезде отметил, что «..кардинальной мерой по совершенствованию исполнения судебных актов является внедрение института частных судебных исполнителей. Опыт Франции и ряда других стран убедительно свидетельствует о высокой эффективности их деятельности. Необходимо изучить этот опыт».

За период с 2005 по 2006 год уполномоченным органом в сфере исполнения тогда Комитетом по судебному администрированию при Верховном Суде РК проведены ряд конференций и различных форумов с участием представителей Администрации Президента, Правительства, ученых-юристов, депутатов Парламента, судей на которых обсуждались вопросы внедрения института частных судебных исполнителей.
В июне 2006 года данный вопрос вынесен на обсуждение заседания Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан. В апреле 2007 года Концепция соответствующего проекта Закона была обсуждена и поддержана на заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.

В это же время были разработаны первые варианты проекта закона, регламентирующего деятельность частных судебных исполнителей, проведен социологический опрос сторон исполнительного производства и работников судебной системы.

Наиболее значительным мероприятием придавшим импульс всей дальнейшей работе, стало проведение в июне 2007 года первого Съезда судебных исполнителей Республики Казахстан и международной конференции.
В работе Съезда приняли участие Премьер-Министр Республики Казахстан Масимов К.К., Председатель Верховного Суда Мами К.А., Председатель Конституционного Совета Рогов И.И., Заместитель Руководителя Администрации Президента Жумабеков О.И., также члены Правительства, судьи Верховного Суда, депутаты обеих палат Парламента, представители неправительственных организаций, юридической общественности и средств массовой информации.

Кроме того, в качестве гостей на Съезде принимала участие делегация Международного союза судебных исполнителей и служащих во главе с Председателем Жаком Иснаром, руководители зарубежных служб исполнения: Вице-министр судебного администрирования Верховного Суда Кореи Хан Сунг Ча, Заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Смирнов Е.А., Председатель Национальной палаты судебных исполнителей Латвии Гинтерс Хмелевскис, Первый заместитель Директора ФССП Российской Федерации Сазанов С.В. и другие.

Проведение I Съезда судебных исполнителей 2007 года стало первым по значимости мероприятием международного масштаба, которое наряду с консолидацией сообщества судебных исполнителей, позволило обратить внимание всей общественности на обсуждаемое новшество в сфере судебного исполнения, а также открыло широкие возможности и доступ к международному опыту и консультациям ведущих мировых экспертов.

29 ноября 2007 года на заседании Ежегодного собрания Международного союза судебных исполнителей в Париже Председателем Верховного Суда Мами К.А. и президентом Международного союза судебных исполнителей Ж. Иснаром подписано соглашение о вступлении Республики Казахстан в качестве ассоциированного члена в Международный союз судебных исполнителей (МССИ). МССИ является членом Совета Европы, Гаагской конвенции, Экономического и социального комитета ООН и насчитывает в своем составе более 70 стран участниц и является одной из самых крупных международных юридических организаций в мире. Казахстан первым из стран СНГ и вторым в Азии после Тайланда вступил в данную организацию.

В июне 2008 года проект Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» был внесен в Правительство и в сентябре того же года в Мажилис Парламента Республики Казахстан.
Принятый по итогам данной работы Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» 2 апреля 2010 года подписан Главой государства и в октябре 2010 года введен в действие.
В этот период, Указом Президента от 17 августа 2010 года №1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» упразднен Комитет по судебному администрированию при Верховном суде, а функции исполнения судебных актов и часть штата работников были переданы вновь образованному в составе Министерства юстиции Комитету по исполнению судебных актов.

Дальнейшая реализация норм нового закона и претворение в жизнь института частного исполнения была возложена на вновь образованный Комитет. Для этой цели в структуре Комитета было образовано Управление по организации деятельности частных судебных исполнителей.

С октября 2014 года Комитет был упразднён, а функции Комитета перешли самому Министерству, на базе Комитета был образован в Министерстве структурное подразделение Департамент по исполнению судебных актов.

Для реализации поставленных задач, Министерством юстиции в первую очередь разработана и принята соответствующая нормативная база института частного исполнения. В частности принято более двадцати подзаконных актов, методических и инструктивных документов. Налажена система лицензирования и конкурсного отбора частных судебных исполнителей.

В августе 2011 года проведен первый конкурс на занятие должности частных судебных исполнителей. В августе – сентябре 2011 года в регионах образованы первые региональные коллегии частных судебных исполнителей, в ноябре того же года создана Республиканская коллегия.

Принятый Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» в 2010 году, позволил создать в Казахстане особенную модель системы исполнительного производства, в которой деятельность частных судебных исполнителей осуществляется параллельно с государственными исполнителями.

Такая смешанная модель исполнения судебных актов существует в Канаде, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и др.

Существование смешанной системы исполнения в Казахстане с 2011 года по настоящее время дало толчок в развитии частного судебного исполнения, нежели государственного.
Так, апробированный вариант деятельности судоисполнителя на частной основе в Казахстане выделил основные аспекты позитивности данного направления:
1. Первое, повышение качества исполнения судебных и иных актов;
2. Второе, снижение жалоб на неисполнение судебных актов со стороны взыскателей;
3. Третье, снижение сроков и улучшение оперативности исполнения;
4. Четвертое, сокращение государственных затрат (бюджета) на обеспечение исполнение судебных и иных актов.

Вместе с тем, положительность сферы частного судебного исполнения сказывается только за счет условий стимулирования работы частного судоисполнителя (его заинтересованности в исходе исполнения), это гибкая системы оплаты труды (вознаграждение в зависимости от суммы взыскания).

К сожалению, остаются нерешенные государственные задачи, возложенные на органы принудительного исполнения, правительственные и неправительственные организации:
— создание в обществе нетерпимости к правонарушениям, в том числе к неисполнению судебных актов;
— неполный охват услугами частного судебного исполнителя в отдаленных городах и районах;
— снижение служебной нагрузки исполнительного производства на государственных судебных исполнителей;
— низкое количество судебных актов по социально-значимым категориям дел (взыскание алиментов, заработной платы, пособий), находящихся на исполнении у частных судоисполнителей;
— недостаточный имидж и престиж профессии судебного исполнителя.

В этой связи , своевременным стало поручением Главы государства Назарбаевым Н.А., озвученным на расширенном заседании Правительства 6 мая 2015 года об упразднении государственной службы судебных исполнителей и о дальнейшем развитии института частных судебных исполнителей в рамках гозаказа.
Поручение легло в основу реализации Плана Нации «100 конкретных шагов».

Полный переход к частному судебному исполнению в Казахстане, на примере развитых стран как Франция и Нидерланды, создаст благоприятный климат для эффективности правосудия и повышения правосознания в обществе.

Упразднение государственной службы судебных исполнителей и совершенствование института частных судебных исполнителей в настоящее время является актуальным в рамках 5 институциональных реформ, озвученным Лидером Нации Назарбаевым Н.А. в ходе съезда партии «Нур Отан».

Так, в целях создания транспарентного и подотчетного государства, Главой государства озвучено, что надо обеспечить широкое внедрение саморегулирования в обществе. Необходимо поэтапно сокращать зоны ответственности государственных органов, передавая полномочия, связанные с оказанием социально значимых государственных услуг, институтам гражданского общества по мере их готовности.

29 декабря 2014 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», в рамках которого внесены изменений касательно организации деятельности частных судебных исполнителей в Казахстане.

Так, во исполнение Закона 18 февраля 2015 года была образована Республиканская палата частных судебных исполнителей, все частные судебные исполнители стали обязательными членами одной палаты в Казахстане, региональные коллегии были ликвидированы до 1 июля 2015 года.

Законом уделено много вопросов защиты прав и свобод граждан и обеспечению законности деятельности частных судебных исполнителей. В законодательстве заложена многоуровневая система контроля, со стороны уполномоченного органа, суда, региональными палатами, прокуратуры и других контрольно-фискальных органов. Выбор судебного исполнителя осуществляется самим взыскателем.

При этом, Министерство юстиции продолжает совместно с Республиканской палатой политику совершенствования института частных судебных исполнителей.

Профессиональный состав частных судебных исполнителей – это бывшие работники органов исполнительного производства, в том числе бывшие сотрудники ВС РК, МЮ РК (57,7%); работники прокуратуры и иных правоохранительных органов со стажем выше десяти лет (14,7%); бывшие судьи (0,7 %); лица, прошедшие стажировку (26,7%).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *